Когда речь заходит о заказчике дизайнерской работы, принято считать, что этот человек напрямую заинтересован вложить деньги в свой же успех. Но каждый такой клиент обычно имеет собственное, порой весьма нестандартное мнение в дизайнерских категориях «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому дизайнерам редко встречаются заказчики, действительно разбирающиеся в данной художественной отрасли (а если такие и попадаются, то им просто цены нет).
Но больше всего негодования вызывает твердолобая позиция клиента, имеющего явно искаженные дизайнерские предпочтения, которые основываются на непонятных «идеалах и эталонах». И главное, такой заказчик свято верит в собственную правоту и даже не желает воспринимать советы дизайнера-специалиста. Тогда возникает резонный, и наверно риторический, вопрос – зачем вообще такому клиенту дизайнер?..
Можно понять ситуацию, когда заказчик просто не принял работу. Это нормальный рабочий момент. Но когда он еще и пытается поучать профессионала, это уже слишком. Правильно работают в этом плане западные коллеги, совершенно не показывающие рабочие моменты заказчику. Хотя такая позиция почти не практикуется нашими дизайн-студиями, которые дорожат каждым клиентом и просто не могут его «послать куда подальше». Поэтому и приходится выполнять все неадекватные капризы заказчика, искажая и откровенно уродуя изначально хорошие идеи. А после подобной дизайнерской «кастрации» даже стыдно кому-то показывать такую откровенную «порнографию».
Сразу хочу предостеречь от работы с таким клиентом, ибо его безвкусица и безудержное упрямство приводит лишь к увеличению времени, ресурсов и невосполняемому расходу нервных клеток. Неужели оно того стоит?! Если уж вас угораздило вляпаться в такой заказ, то он обычно имеет свои стадии, давая в итоге мертворожденный результат:
Заказчик сразу предоставляет ТЗ (самый лучший случай). Но, как правило, все ограничивается невнятными пожеланиями, которые из-за своей размытости съедают двойное количество драгоценного времени.
На основе пожеланий создается хороший дизайнерский эскиз.
Дальше следует второй, уже продуманный вариант ТЗ.
Соответственно, эскиз вынужденно перекраивается под новое ТЗ.
Уже новый эскиз снова переделывается согласно личным видениям заказчика. Здесь дизайнер изо всех сил старается сохранить хоть какую-то долю творчества.
Омерзительный, но радующий глаз клиента эскиз утверждается, и вызывает тихий ужас.
Такой неестественный союз «упрямый заказчик-услужливый дизайнер» всегда порождает аномальный результат, глядя на который возникает лишь желание оторвать руки «горе-художнику». Так что же заставляет клиента так неистово портить изначально чудесные художественные задумки? Что дает ему мотивацию для сознательного обсирания работы дизайнера, выполненной, между прочим, с любовью и старанием?!
Общение с коллегами «по цеху» натолкнуло на более-менее обобщенные умозаключения. Итак, вашему вниманию 4 основных причины вникания заказчика туда, куда не нужно:
особенность псевдо-бизнесового менталитета по принципу «кто платит, тот и музыку заказывает»
вечная вертикаль «я начальник – ты дурак», где мнение заказчика почему-то всегда компетентное
явно дурной вкус клиента либо полное его отсутствие
сознательное невосприятие дизайна в качестве концептуальной идеи (зачастую для клиента это всего лишь «набор картинок»)
После установления «диагноза» можно приступить и к «лечению» пациента. А точнее к методам профилактики нервных заболеваний у дизайнера, которые могут быть вызваны всеми вышеуказанными признаками. Иными словами, предлагаем несколько «рецептов» (стратегий поведения с таким клиентом):
«Авторство превыше всего»: любая посторонняя критика по умолчанию игнорируется. Рекомендуется в случае явновыраженной авторской харизмы дизайнера.
«Вода камень точит»: постепенное изменение дизайна в свою пользу на основе доводов и примеров. Наиболее эффективен при неуверенном клиенте, жаждущем «помочь» дизайнеру.
«Дипломатичный подход»: сознательные уступки и компромиссы, наносящие минимальный вред проекту. Применим к «быкоподобному» клиенту.
«Циничный пофигизм»: соглашаемся на все извращения заказчика, спокойно получая свое вознаграждение в виде гонорара и сохраненных нервов. Но впредь ни под каким предлогом с таким клиентом не работаем.
Как сказал классик, «ытоги падвидём». Упрямый заказчик всегда будет не прав, ибо он наивно и даже «по-детски» портит проект своим твердолобством и верой в собственные догмы. Такому клиенту, конечно, лучше обратиться к кому-угодно, но только не к профессиональному художнику (коим считается каждый уважающий себя дизайнер). Но суть большинства заказчиков пока остается упрямо-неизменной. Поэтому для всех них есть единственное «противоядие»: просто не подпускать самовлюбленного клиента к рабочим эскизам. А если и пускать, то только за отдельную, втрое увеличенную плату. Так, смотри, и отучим неродивых «детей» рисовать свои каракули на холстах художников.